В Православных церквях в субботу совершается память всех святых и всех усопших православных христиан. Существуют частные и общие дни поминовения усопших, установленные Церковью. Дни особого общего поминовения называются «родительскими субботами».
Поминовение происходит именно в субботний день, по причине того что день субботний — день покоя (в переводе с еврейского), по своему значению наиболее подходящий для молитвы об упокоении умерших со святыми. Существуют две версии, которые объясняют, почему субботы (когда совершается особое поминовение усопших) называются родительскими:
Так как каждый человек поминает, прежде всего, своих близких людей — родителей. Название этого дня происходит от наименования покойников «родителями», то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли.
Вселенские родительские субботы
Вселенские родительские субботы, или Вселенские панихиды, согласно богослужебному уставу Православной церкви, совершаются два раза в году:
Мясопустная суббота — в субботу перед Неделей мясопустной или Неделей о Страшном Суде[2]. Поминовение всех усопших верных перед воспоминанием Второго пришествия Иисуса Христа коренится в первых веках христианства. В этот день, как бы предшествующий Страшному суду, христиане молят Праведного Судью Иисуса Христа явить всем усопшим Свою милость в день нелицеприятного воздаяния.
Троицкая суббота — в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы). Установление этой памяти так же уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет день воспоминания Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы и начало Апостольского поста.
Родительские субботы во время Великого поста
Родительские субботы, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, часто ошибочно называют вселенскими, однако таковыми они не являются. Эти субботы установлены Церковью, чтобы не лишить усопших своего предстательства на протяжении Великого поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединённые с совершением полной литургии, которая в Великий пост совершается не каждый день.
Частные родительские дни
Радоница — во вторник после Антипасхи (на Фоминой седмице). Древний обычай поминать усопших в этот день относится к первым векам христианства, но не отмечен особым последованием в Богослужебном уставе. Он основывается на том, что в Фомину неделю вспоминается также Сошествие Иисуса Христа в ад, и с понедельника после Антипасхи богослужебный устав разрешает совершение сорокоустов об усопших — «живые сорадуются благой вести о Воскресении Иисуса Христа вместе с усопшими».
День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных — 29 августа (11 сентября) — поминовение православных войнов в этот день было установлено в Русской православной церкви указом императрицы Екатерины II в 1769 году во время Русско-турецкой войны (1768—1774). В этот день вспоминается Усекновение главы Иоанна Предтечи, пострадавшего за истину.
Дмитриевская суббота — в субботу, перед 26 октября (8 ноября), днём памяти святого Димитрия Солунского. Изначально установленная по почину благоверного князя Дмитрия Донского после Куликовской победы в 1380 году, эта суббота была посвящена памяти павших православных воинов, но сделалась на Руси днём памяти всех усопших в вере.
Накануне служится парастас; в сам день — заупокойная литургия.