Дорогие братья и сестры!
Поздравляем вас с двунадесятым праздником Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Преображение Господне, мы ныне воспоминаем, происходило таким образом: Иисус Христос, взяв с Собой трех Своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на высокую гору, на Фавор, и там во время молитвы преобразился пред ними, то есть явился в прославленном виде: лицо Его просияло, как солнце, ризы сделались белы, как снег, и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие. Апостол Петр, восхищенный таким чудесным зрелищем, сказал Иисусу Христу: «Господи! Хорошо нам здесь; если хочешь, построим здесь три сени: одну Тебе, другую Моисею, третью Илии».
Слушатели-христиане! Отчего апостолу Петру вдруг так стало хорошо на горе, что он желал там остаться навсегда? Святой Петр, вероятно, и прежде бывал на этой горе; отчего же именно теперь стало ему так хорошо? Это оттого, что во время Преображения от Иисуса Христа сиял необыкновенный свет, свет Божественный, и апостолы, сколько вместить могли, наслаждались сим светом. При свете Божественном везде хорошо: и во мраке светло, и в пустыне весело.
Желаете ли вы, слушатели, чтобы и вам на земле было хорошо и весело, чтобы и вас осиявал свет Божественный? Живите между собой в любви и согласии, и вам будет хорошо и весело, и вы будете жить во свете Божественном; кто любит брата своего, говорит возлюбленный ученик Христов, тот пребывает во свете (1Ин. 2:10). Как свет Божественный сиял на горе Фавор, где апостол Петр хотел построить три сени, так он всегда сияет в том семействе, где живут все согласно. Как роса на Ермоне, как роса, сходящая на горы сионские, так нисходит от Бога благословение на тех людей, которые живут между собой в любви. И со стороны сердце радуется, как смотришь на людей, живущих между собой согласно, какой же радостью они наслаждаются сами!.. К несчастью, редки такие семейства и немного таких людей.
Что делать! Говорим мы иногда: и рад бы я жить со всеми в мире, но не от меня зависит; и готов бы я забывать все оскорбления, но меня не только оскорбляют, но и примириться со мной не хотят. Нет, слушатели, от нас главным образом зависит жить в мире со всеми: от нас зависит мирно жить даже с теми, которые не хотят мирно жить и мириться. Выслушайте следующее происшествие, и вы убедитесь в истине слов моих. Один инок, оскорбленный братом, пришел к нему, чтобы помириться с ним, но тот не принял его и дверей ему не отворил. Отвергнутый инок пошел после того к одному опытному старцу и сказал ему об этом. «Знаешь ли, – сказал ему старец, – отчего обидевший тебя брат не захотел с тобой примириться? Ты, идя к нему мириться, себя самого в душе оправдывал, а его мысленно обвинял. Советую тебе так поступить: хотя и брат твой согрешил против тебя, но ты утверди в душе твоей ту мысль, что ты согрешил против него, а не он против тебя; себя обвини, а его оправдай». Инок сделал по совету старца, пошел к своему брату, и что же? Не успел толкнуть в двери, как тот отворил их тотчас и встретил его с распростертыми объятиями.
Итак, слушатель благочестивый, если ты хочешь мирно жить или помириться с кем-нибудь, а тот не хочет, то ты в душе твоей старайся оправдывать его, хотя бы он был действительно виноват пред тобой, а себя самого обвиняй, хотя бы ты был пред ним по всему прав. Души наши как-то понимают друг друга, и сердечные наши расположения сильно действуют на сердце другого. В ту минуту как ты будешь оправдывать и извинять другого, тот со своей стороны будет тебя оправдывать и извинять; таким образом между вами всегда будет мир и согласие.
На горе преобразивыйся Христе Боже наш! Соедини любовью наши сердца так, чтобы мы всегда жили мирно и никогда не имели нужды мириться. Аминь.
протоиерей Родион Тимофеевич Путятин (1807–1869)
Проповеди протоиерея Родиона Путятина – Православные проповеди (azbyka.ru)