Украинские расколы, показанные в инфографике
В декабре 2018 года вследствие объединения УПЦ-КП и УАПЦ возникла новая раскольническая структура под названием «Православная Церковь Украины» (ПЦУ). В январе 2019 года формальное единство украинских раскольников и Константинопольского Патриархата было закреплено «томосом», оформление которого состоялось в два этапа, что отражено в настоящей в Схеме за 2021 год в пяти версиях — на русском, украинском, польском, греческом, английском языках.
Представленная в графической форме Схема «Церковные расколы в Украине» охватывает весь исторический период развития раскольнических образований: от появления автокефалистского движения самосвятов «митрополита» Василия Липкивского до выхода «патриарха» Филарета из ПЦУ и инициации им восстановления регистрации УПЦ-КП. Раскольнические околоцерковные структуры получили бурное развитие с началом третьего периода возрождения УАПЦ, который, как датируют его сами автокефалисты, приходится на 1989 г. Через семнадцать лет процесс слияния, дробления и возникновения новых раскольнических течений приостановился. Это позволило в 2006 году на анализе статистики того времени подготовить и издать Схему «Церковные расколы в Украине» в пяти версиях ‒ на русском, украинском, польском, греческом и английском языках – с указанием количества приходов.
Подробнее…
Изучение динамики развития раскольнических движений изнутри вызвало необходимость внесения поправок и побудило опубликовать в 2008 году обновлённую Схему в пяти версиях — русской, украинской, польской, греческой, английской – с внесением некоторых изменившихся данных относительно количества приходов, при этом графика затронута не была.
Подробным информационным дополнением к Схеме является книга, увидевшая свет в 2007 году на русском языке под названием «Церковные расколы в Украине»; а в 2008 году на украинском языке вышла книга с дополнением под названием «Раскольнические движения в украинском Православии в XIX-XX столетии». Благодаря этому и множеству других исследовательских и аналитических материалов, непрерывно освещающих проблематику украинских расколов в течение тридцати лет, общество получило возможность самостоятельно разобраться в хитросплетениях раскольнических направлений прошлого и настоящего. Правда о расколах в их исторической ретроспективе дала возможность защитникам канонического Православия обличать расколы непосредственно «по горячим следам». Такой статус полемики исключал какую-либо предвзятость в изложении, вынуждая раскольников избегать исторического субъективизма, как бы они этого ни хотели.
Появление в 2020 году Схемы в пяти версиях — на русском, украинском, польском, греческом, английском языках – своевременно тем, что «блуждающими в расколе» создана своя историография, настолько искусно вплетённая в общий ход новейшей истории Украины, что неподготовленному читателю порой трудно разобраться в цепи происходящих событий, тем более в такой специфической теме как религия и Церковь.
Искусственные псевдоцерковные структуры сливаются и дробятся, приобретая новые формы социального самовыражения, каждый раз претендуя на исключительную роль и особое лидерство в сфере духовного окормления народа.
Поспешность в действиях и пренебрежение к канонам зачастую приводят к смехотворным казусам, как это произошло, к примеру, с процедурой «обретения Украиной томоса».
5 января 2019 года «исторический» документ был подписан Константинопольским Патриархом Варфоломеем I и 6 января помпезно вручён «предстоятелю» ПЦУ в Стамбуле. 7 января во время службы в Софии Киевской «томос» был явлен «всему украинскому народу», как утверждали его авторы, исключительно на правах легитимного церковного документа. В этот же день, вечером, текстовый свёрток был тайно забран из Трапезного храма Софии Киевской, где был выставлен на всеобщее обозрение, и отправлен в Стамбул! Оказалось, что документ без подписей членов Синода Константинопольского Патриархата, составленный с нарушением требований процедуры оформления, не имел законной силы! 9 января «томос» был подписан членами Синода и вечером возвращён в Киев, откуда 10 января доставлен в город Ровно и в городском храме во второй раз был публично предъявлен последователям ПЦУ.
Пятидневная волокита с оформлением документа озадачит любого летописца в определении истинной даты получения украинскими раскольниками своего «томоса»! Так всё же, какую из дат считать эпохальной в столь историческом деле, если подобный документ выдается один раз и с этого момента является основой существования Церкви? Какая дата обретения «томоса» считается истинной – 5 или 9 января 2019 года? Оставим решать этот ребус канцелярии Константинопольского Патриарха Варфоломея I и перенесём внимание на главное – на удивительное свойство «томоса» подменять собой святительское рукоположение как видимого символа благословения и передачи другому благодати и власти, полученной от Бога.
Известный греческий богослов протопресвитер Анастасий Готсопулос, комментируя последствия предоставления «томоса» для всего Православия, отмечает: «Мы имеем дело не только с неуважением к Церковному Преданию и порядку, не только со значительными каноническими нарушениями. Ситуация оказывается гораздо более серьезной, если мы рассмотрим, кому предоставлена автокефалия!»
Посмотрите на Схему за 2021 год, и станет ясно, что Патриарх Варфоломей I предоставил «томос» украинским раскольникам, о безблагодатности которых ранее сам неоднократно публично заявлял. Каноны предписывают, что соединившийся с раскольниками теряет право священнодействовать, сам становясь безблагодатным раскольником. Патриарх Варфоломей I в случае с раскольниками Украины считает иначе – он поучает, что выдача «томоса» и признание раскольников равными себе по благодати подменяет подлинное таинство Священства. Иными словами, раскольник, соединившийся с имеющим благодать, её каким-то образом приобретает! Это не что иное, как сознательное искажение учения Святой Церкви о благодати как действии Святого Духа, явленной исключительно в момент рукоположения в священническую степень диакона, пресвитера или епископа. Такой взгляд нивелирует догмат об апостольской преемственности, т. е. речь идёт о возникновении новоявленной сверхъереси, утвердившейся в изменённом уме главы Константинопольской кафедры и бесстыдно распространяемой им по всем континентам, разрушая вековой принцип евхаристической общины и Предания древней нераздельной Православной Церкви.
Схемы «Церковные расколы в Украине», изданные в период с 2006 по 2021 годы, дополняя многочисленные публикации о природе раскольнических образований, помогают неподготовленному читателю с помощью графической визуализации легче разобраться в пестрой палитре различных исторических этапов развития украинских расколов. В этом состоит их ценность.
Протоиерей Ростислав Ярема
Доктор богословия, профессор